Удивительно, что в век бетона, пластика и высоких технологий, человек тянется к красивым вещам. Вещам, наполненным традицией, историей и духовностью.
О существовании старинного промысла Гжели знают многие. К нему относятся посуда с скульптурка, расписанные синим орнаментом. Чаще всего цветочным. Хотя, немногие знают, что первая Гжель была «цветной». Не смотря на то, что роспись получается всего в двух цветах (белый и синий), в гжельских вещах есть что-то притягательное и глубокое.
Далее в этой статье рассказывается, как кусок глины проходит «свой тернистый» путь и превращается в нечто долговечное и прекрасное. Веками отрабатывались и оттачивались приемы Гжельского производства. Технология производства Гжели включает в себя несколько операций.
Начинается путь будущей вещи в мастерской художника. Художник фантазирует и вынашивает образ изделия, затем набрасывает карандашом на бумаге. Эскиз расписывается узором, каким замыслил его автор.
Следующий шаг-пластилиновая модель, по которой будет изготовлен первый образец. Далее модель разрезается вдоль на две половинки. По этим половинкам делается разъемная гипсовая форма. Далее дело доходит до шликера. Шликер- это жидкая фарфоровая масса, разбавленная до консистенции густых сливок. Гипсовая форма наполняется шликером. В гипсовые поры быстро впитывается влага, и фарфоровая масса по стенкам формы образует затвердевающий тонкий слой. Спустя некоторое время извлекается полуфабрикат. Этот процесс, чаще всего, автоматизирован. Фарфоровая масса поступает по шлангам к рабочим местам литейщиков. Вот и состоялось новое изделие. Далее заглаживается изделие и шлифуются места соединения.
Подсохнув некоторое время, изделие отправляется в печь для первого обжига. Он проходит при температуре 900 градусов. Печь может быть и газовой, и электрической, и дровяной. Обжиг придает изделию технологическую стойкость.
Наступает черед живописцев. У каждого живописца своя манера росписи. Большую часть составляют женщины. Для творения пользуются следующими инструментами: кисть, специальная стеклянная палитра, шпатель для смешивания и баночка с черной смесью (окись кобальта). Для более точной росписи живописец делает разметку на изделии. После этого ставит его на вращающуюся подставку-турнетку и точными, легкими движениями воссоздает заданный орнамент. Расписанное изделие окунают в смесь глазури (смесь мелкомолотых стеклянных крошек и воды). Вот такая роспись называется под глазурной. С ней особый трудности- при окончательном обжиге краски могут «потечь» или дать неожиданный оттенок. Но зато в огнедышащем горне мазки смягчаются, расплываются, возникают нежные тональные переходы, контур рисунка смягчается, появляется глубина фона. В итоге композиция получается либо нежно-голубой либо темно-сапфировой.
Художники очень любят кобальтовую роспись-ей подвластны пейзаж и орнамент, жанровые и тематические сюжеты. Гжель обладает благородной строгостью, глубиной тона, звучность цвета от темно-голубого до бархатно-черного.
Настало время окончательного обжига. Он проходит при более высокой температуре в 1350 градусов. В яростном пламени глазурь делается стекловидной. Роспись приобретает различные оттенки синего цвета: гжельские мастера насчитывают их свыше 20.
Конечно, Гжельские мастера, в чем-то следовали модной в те времена европейской манере росписи. Но фантазия и амбиции талантливых мастеров не могли ограничиться слепым подражательством. Они выдумывали новые скульптурные формы, новые орнаментальные решения. Предметы посудной группы превращались в целую историю. Кружки, чайники укрощают разными птицами и животными, заимствованными из природы, на каких-то изделия появляются персонажи из русских сказок и былин.
В наши дни высочайших класс гжельских мастеров демонстрируют такие мастера как Сергей Исаев, Черновы Леонид и Виктория, Ирина Анненкова. Посуду и фигурки выдающихся гжельских мастеров можно купить и заказать в интенет-магазине русских сувениров Жар-Птица.
Сегодня Гжельский промысел продолжает жить и совершенствоваться. Изделия становятся более легкими, но более прочными. В росписи появляются новые неожиданные элементы. Вообщем это вечное искусство, не знающее границ и преград, а знающее лишь своих почитателей и поклонников. Посуда декорируется волшебным ажуром. Фигурки и статуэтки Гжель пронизаны историей, юмором и имеют много приятных деталей.
|